О РАББИ ГИЛЕЛЕ
"Если не я за себя, то кто за меня.
Если я только за себя, то зачем я?
Если не сейчас, то когда?"
рабби Гилель
Наша организация названа именем великого еврейского мудреца, величайшего знатока и толкователя Торы, философа, учителя с большой буквы - рабби Гилеля, жившего две тысячи лет назад, в эпоху Второго Храма и более 40 лет руководившего Санхедрином. Ему принадлежит множество изречений, одно из которых стало руководством к действию для многих поколений еврейской молодежи.
Гилель появился в Иерусалиме в начале правления Ирода. Он пришел из Вавилона с большой семьей уже немолодым человеком, лет примерно сорока. Несмотря на благородное происхождение (он был из рода царя Давида), жил он очень бедно, все свои силы и значительную часть заработка тратя на учение. К учению он питал неодолимую страсть; эта страсть и привела его в Святой Город. Учиться он начал еще в молодые годы на родине, в Вавилоне, и постепенно приобрел необыкновенные познания не только в Писании и Устном Законе, но и в тех науках, которые позднее стали называться светскими. И вот, когда острый ум Гилеля охватил всю науку тогдашнего Вавилона, он решил перебраться в столицу еврейского мира - Иерусалим, чтобы иметь возможность слушать Учение из уст двух великих мудрецов - Шемайи и Авталиона.
В Иерусалиме он сделался самым усердным и неутомимым посетителем школы, где преподавали знаменитые законоучители. Чтобы существовать, он нанимался на поденную работу и, получая полдинария в день, половину отдавал привратнику за право входа в школу, а другую половину тратил на пропитание своей семьи. Однажды случилось так, что он остался без заработка, и привратник не впустил его в школу. Не желая, однако, пропустить занятия, Гилель взобрался на крышу школьного дома и здесь, приложив ухо к решетчатому просвету, увлеченно слушал толкования мудрецов. Случилось это, рассказывают, в канун субботы, в зимнюю пору. Выпал снег и засыпал Гилеля, который так увлекся дискуссией, что не замечал ничего кругом. Когда стало рассветать, Шемайя сказал Авталиону: - Брат Авталион! Всегда в этот час уже светло, а сегодня что-то темно. Неужели настолько облачно? Взглянув наверх, они увидели человеческий силуэт в просвете окна. Взошли наверх и увидели Гилеля, покрытого слоем снега в три локтя толщиной. Очистив от снега, они его умыли, умастили 'леем, усадили у очага.- Такой человек, - сказали Шемайя и Авталион, - заслуживает, чтобы из-за него нарушили субботний покой!
Довольно быстро Гилель стал одним из лучших учеников вышеупомянутых мудрецов и получил известность в ученых кругах. Однако обстоятельства вынудили его вернуться на родину. За время его отсутствия оба великих мужа скончались. Многие ученики Шемайи и Авталиона рассеялись по всему Востоку.Закон все больше и больше забывался в народе. И в то опасное время на улицах Иерусалима вновь появляется Гилель. Талмуд говорит: "Когда Тора была забыта в народе, пришел из Вавилона Эзра и возродил ее. Когда Тора вновь была забыта, явился Гилель Вавилонский и снова дал ей крепкие устои". В тот год случилось довольно редкое совпадение кануна Песаха и Шабата. В связи с этим возник алахический вопрос о дозволенности пасхального жертвоприношения. Все смешались, не зная, как решить проблему. Наконец, кто-то вспомнил, что Гилель Вавилонский, ученик Шемайи и Авталиона снова в городе. За ним послали, и он с легкостью решил этот вопрос. Пасхальная жертва была принесена, а Гилель сделался наси-патриархоме еврейского народа.
Долгая деятельность Гилеля на этом посту оказала сильное влияние на жизнь еврейства. За счет своих удивительных личных качеств, богатых знаний во многих областях человеческой деятельности, тонкого ума и мудрой политики ему удалось сохранить и развить традиционные еврейские ценности, укрепить значение и понимание Устного Закона, создать основы для будущей богатой духовной жизни еврейского народа.Личность Гилеля очаровывала не только современников, но и людей всех последующих поколений. Необыкновенная привязанность народа к нему была перенесена и на его потомков. Председательство в Санхедрине сделалось наследственным в доме Гилеля, и тринадцать его потомков в продолжении почти четырехсот лет руководили еврейским народом. Сохранившиеся в Талмуде рассказы свидетельствуют о разнообразных чертах личности Гилеля: миролюбии, удивительной скромности, кротости и доброте. Его изречения сверкают, как драгоценные камни. Однажды, когда мудрецы сидели под кровом Бет Гурия в Иерихо, раздался Небесный Голос: - Здесь находится человек, достойный, чтобы Шехина пребывала на нем, наравне с Моше, только современники его этого не заслуживают. И взоры всех обратились на Гилеля.